Афиша

«« Июнь 2019 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131415
16
17181920212223
24252627282930

Неизвестная история Руси

Публикации -> Наука -> Россия -> Украина -> Беларусь, Понедельник, 11 октября 2010 года

Анализ влияния обычаев славян на содержание Русской Правды.

Материал для университетской конференции по истории государства и права.

(20 апреля 2009)

Введение

В своей работе я решил рассмотреть процесс формирования права славян. Тема исследования важна нам для понимания жизни наших предков, что необходимо в период общего культурного кризиса и вытеснения обычаев, устоев, народной культуры культурой массовой. Лишь исследование первоисточников, подобное этому, может помочь нам, народу России отстоять свою культуру и общественное самосознание.

На данный момент нам известны лишь договоры с различными государствами, в основном конечно с Византией (Империей Ромеев). Основной моей задачей явилось исследование договоров и заслуживающих доверия записей, которые упоминали славян. Целью ставилось определить, как была сформирована Русская Правда – как нам известно, первый свод законов славян. Летописи и повесть временных лет говорят нам о том, что славяне вели очень активную внешнюю политику – занимались торговлей, в том числе рабами, воевали с соседями, грабили их. Существуют свидетельства неоднократных нападений на Византию, однако договоров древнее 907

года

не сохранилось. Но дошли до нас «Гомилии Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского» о «нашествии росов», предположительно написанные непосредственно после их нападения в 860 (862) году, которые вполне подходят как источник для исследования. В этой работе я основываюсь на договорах с Византией 907, 911, 945 и 971 годов. Однако нужно помнить, что, скорее всего, были и другие. Что также хотелось бы прояснить: с трудом верится, что одно северное племя, пусть и сильное, могло беззастенчиво грабить империю, в которой концентрация ресурсов и управления, несравнимо выше. Невозможно десятилетиями грабить сильное государство, собирать огромную массу народа, не имея хоть какого-то центрального руководства. Я считаю, что у славян определённо было государство или какая-то подобная структура, протогосударство. Об этом свидетельствуют также данные археологических раскопок. А если есть государство, должны быть и правовые документы, которые до нас, видимо, не дошли. В данной работе я не буду анализировать недоступные нам источники, а сосредоточусь только на известных нам. В любом исследовании нужно предполагать, что часть сведений может быть нам недоступна, или видна опосредовано. Особенно в исследовании исторических фактов, которых катастрофически не хватает. Существуют арабские источники. Я склонен доверять им, ввиду того, что на тот момент арабы обладали очень развитой культурой и оставили, в том числе и географические данные о территориях славян. Такие арабские авторы как Ибн Фадлан и некоторые другие оставили заметки об обычаях славян. Ещё один учёный Ибн Мискавейх описал нападение Русов на

город

Бердаа в 944-945 году. Известен и географический трактат «Худуд ал-Алам» («Книга о пределах мира от востока к западу»), к сожалению, автор её неизвестен. Есть упоминание войн славян и с хазарами.

Существует письмо царя хазаров Иосифа, в котором содержатся подробности войны, предшествовавшей разгрому каганата – около 960 года. Итак, я поверхностно представил несколько наиболее авторитетных источников, говорящих о некотором воинственном народе. Упоминается как росы, славяне, гипербореи, русы, варяги и под многими другими именами. Изучив все основные источники по данной теме я пришёл к выводу, что это был, в некотором смысле, единый народ, живший свободно и активно, причём бескомпромиссный и жестокий. Могу даже предположить, что этот народ был главной силой в регионе. Практически все источники отмечают их силу, безудержность, бесстрашие и храбрость. Без исключения все документы говорят о нём как о источнике первой опасности. В пользу мнения о единстве народа говорит не только совпадающие описания разных источников, но стиль нападений, тактика боя – они едины для всех описанных случаев. В дальнейшем я буду считать имена этого великого народа эквивалентными. Учитывая характер деятельности русов, предполагаю, что уже тогда государство (или протогосударство) было многонациональным. Многочисленные войны и текучесть границ этому способствовали. Думаю, здесь уже оформилась тенденция к уменьшению роли национального признака и обозначению под русами, славянами также всех, кто жил и соседствовал с ними, в частности финно-угорские народности. Да и среда воинов оценивала достоинства человека с точки зрения того, что он достиг сражаясь бок о бок с ними и национальность при этом не играла никакой роли, а возможно и не существовала в их миропонимании. Далее будет рассмотрена связь источников, повествующих о народе Рос, с «Русской Правдой»

Гомилии Фотия.

К несчастью до нас не дошло достаточно много древних документов. Относящихся не только к истории Руси, но и к истории сильнейших государств древности. Видение истории славян наиболее затруднено. Существует множество странных теорий, но ни одной абсолютно стройной нет. Я попытаюсь пройтись по документам, в которых упоминаются славяне. Первым хотелось бы выделить Гомилии Фотия, относящиеся приблизительно к 860 году. Обе части так и называются – «На нашествие Росов». Насколько известно, это публичное письмо архиепископа Константинопольского. В ней рассказано о свирепом северном народе, жестоком и немилосердном. Много эмоций и ничего более. После разграбления окрестностей города, Росы ушли, не пожелав брать беззащитный Царьград. Видимо здесь тоже был договор, а скорее всего откуп, но до нас он не дошёл или был заключён в устной форме. Более к Гомилиям Фотия я возвращаться не буду. Они ценны лишь как упоминание походов Росов на Империю Ромеев ранее 907 года.

Договоры 907 и 911 годов.

Перейдём к договору 907 года. Это самый важный из всех договоров славян с Византией в Х веке. На нём базируются все остальные. Его важность отражена хотя-бы в количестве людей, участвовавших в походе под предводительством Олега – около 80000 (2000 кораблей, по 40 человек в каждом.). По нему Империя была обязана выплатить дань. И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. Кроме того русские купцы находились отныне на полном обеспечении Империи. Договор 911 года был расширением договора 907 года. Как раз в нём находится дополнение «о злодеяних».

1) В самом же начале договора сказано:

Те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.

Эти строки закрепляют принцип объективного вменения при рассмотрении споров между русскими и греками. Такой же подход закреплён в Русской Правде.

2) Про убийства договор также идентичен Русской Правде. Это соответствует статье 1 Краткой редакции Русской Правды – закрепление кровной мести:

Договор 911 года Краткая Русская Правда
Если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет. Первая статья: Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу (а), любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову

Как и положено побеждённым, византийцы, похоже, были готовы даже терпеть законы кровной мести, применяемые к ним.

3) За удар мечём или каким-либо другим предметом также идёт наказание, как в Русской Правде, но сумма указана в других единицах счёта, и наказание смягчено, нет упоминаний о мести за это деяние, также неимущий мог вообще уйти безнаказанным. Здесь явно прослеживается влияние Ромейского законодательства на жёсткие законы Русов.

Договор 911 года Пространная Русская Правда
Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток. Статья 30: Аже оударить мечемь, а не оутнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна, за рану же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира.

4) О краже в договоре 911 года сказано точно так же как и в Русской Правде, но в договоре указан ещё и размер возмещаемый вором. Убийство вора во время совершения кражи не каралось.

Договор 911 года Краткая Русская Правда
Если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере. Статья 38: Аще оубьють татя на своемъ дворе, любо оу клети, или оу хлева, то тои оубитъ; аще ли до света держать, то вести его на княжь двор; а оже ли оубьють, а люди боудоуть видели связанъ, то платити в немь.



5) Обязательство сторон по вынесенным на берег ладьям, в некотором смысле, можно соотнести со статьями Русской Правды. Соотносится с уже знакомыми статьями 1 и 38 Краткой Правды.

Договор 911 года Краткая Русская Правда
Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию. Первая статья: Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу (а), любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову Статья 38: Аще (а) оубьють татя на своемъ дворе, любо оу клети, или оу хлева, то тои оубитъ (б); аще ли до света держать (в), то вести его на княжь двор; а оже ли оубьють, а люди боудоуть (г) видели связанъ, то платити в немь.

7) О наследовании, сходство в заботе о младших наследниках, в отличие от закреплённого позже на западе принципа майората. Договор прямо закрепляет наследование младшими родственниками.

Договор 911 года Пространная Русская Правда
Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его. Статья 100 А двор без дела отень всяк меншему сынови

Итак, мы рассмотрели схожие черты договора Византии и Руси в 911 году, однако уже менее чем через 35 лет будет осуществлён

новый

поход на Царьград.

Но предшествовать ему будет поход Русов на Бердаа, о котором писал Ибн-Мискавейх.

Ибн-Мискавейх о походе Русов

Холопство, рабство. Здесь хочу заметить, что Ибн-Мискавейх говорит не только о грабежах, но и о захвате пленных. При этом в Пространной Русской Правде мы находим статью об источниках холопства. Как и любой другой народ, на данном этапе развития, Русы захватывали рабов, затем продавали их.

Ибн-Мискавейх о походе Русов Пространная Русская Правда
Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы из 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи, и уехали. Бог спас мусульман от дела их. Статья 110 О холопьстве Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полугривны, а послухи поставить, а ногату дасть перед самемъ холопомь.А второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь лис рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить.А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить.

Военный плен у славян не приравнивался к полному холопству. Это известно из рукописей византийского писателя Прокопия Кесарийского. Срок рабства в случае военного пленения ограничивался несколькими (7) годами, по завершению которых человек мог быть возвращён на родину, либо остаться в славянском обществе на правах свободного, на его выбор. Из статей Русской Правды видно, что холопы это не столько люди без прав, сколько без обязанностей. Ответственность за них в очень великой степени нёс господин. Был также возможен выход из холопства – статья 98.

Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобода им с смертию.

В Бердаа жителям вообще давали уйти, тем самым избежать рабства.

Договор 945 года с Империей Ромеев.

В 945 году был заключён договор Руси с Византией. Произошло это после неудачного похода Игоря 941 года. В 944 был предпринят ещё один поход. Условия договора 945 года были несколько хуже, чем договора 911, но, по сути, восстанавливали его положения. В целом, договор аналогичен предыдущим, но есть и добавления.

1) Первое – про беглых челядин - их требовалось вернуть или заплатить за них.

Договор 945 года Краткая Русская Правда
Если убежит челядин у русских, то пусть придут за ним в страну царства нашего, и если окажется у святого Мамонта, то пусть возьмут его; если же не найдется, то пусть клянутся наши русские христиане по их вере, а нехристиане по закону своему, и пусть тогда возьмут от нас цену свою, как установлено было прежде, - по 2 паволоки за челядина. Статья 11 Аще ли (а) челядинъ съкрыется (б) любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в третии день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу.

Статьи договора и Русской Правды совпадают полностью, кроме размера выкупа.

2) Закреплены и пункты договора 911 года, перечислю их вновь.

Договор 945 года Краткая Русская Правда
Если убьет наш подданный русского или русский нашего подданного, то да задержат убийцу родственники убитого, и да убьют его. Если же убежит убийца и скроется, а будет у него имущество, то пусть родственники убитого возьмут имущество его; если же убийца окажется неимущим и также скроется, то пусть ищут его, пока не найдется, а когда найдется, да будет убит. Первая статья: Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу (а), любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову
Договор 945 года Краткая Русская Правда
Если же ударит мечом, или копьем, или иным каким-либо оружием русский грека или грек русского, то за то беззаконие пусть заплатит виновный 5 литр серебра по закону русскому; если же окажется неимущим, то пусть продадут у него все, что только можно, так что даже и одежды, в которых он ходит, и те пусть с него снимут, а о недостающем пусть принесет клятву по своей вере, что не имеет ничего, и только тогда пусть будет отпущен. Статья 30: Аже оударить мечемь, а не оутнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна, за рану же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира.

Таким образом, договор 945 года не закрепляет ничего принципиально нового, по сравнению с договорами 907 и 911 годов. Однако в Х веке существовал ещё один договор с Империей Ромеев.

Договор 971 года.

Договор Святослава с Иоанномъ. Он закрепляет добрососедские отношения, «мирь и любовь» с Империей. Он не привносит ничего нового в отношения с Империй, но после его заключения походы на Царьград идут на спад. На этом документе я хочу окончить своё исследование и подвести итоги.

Вывод.

Безусловно, в Русской Правде нашли отражение статьи и положения договоров Руси. И можно было бы назвать их источником Русской Правды, однако несоответствий между ними множество. Кроме того упоминаются ссылки на другие правовые документы, например на Закон Русский. Нужно отметить, что большую роль оказало право Византии, и христианство, как составляющая греческой культуры, смягчившее суровые нравы славян. Мой вывод таков: Русская Правда сформировалась, как результат:

  1. синтеза обычаев и норм жизни славянского общества, известных из арабских источников,
  2. политических решений лидеров-князей славян,
  3. влияния культуры народов-соседей.

В любом случае, необходимо более глубокое исследование права славян, чем возможно в моей работе. Слишком многие источники не обнаружены, хотя косвенные доказательства их существования имеются. Мы должны исследовать жизнь наших предков, ведь не зная прошлого, нельзя построить будущего.

Литература

  1. Русская Правда Краткой редакции – текст по Академическому списку перевод Б. Б. Кафенгауза.
  2. Русская Правда Пространной редакции – текст по Троицкому списку перевод В. Н. Сторожева.
  3. Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая и вторая гомилии «На нашествие Росов».
  4. Договор с Византией 907 года.
  5. Договор с Византией 911 года.
  6. Договор с Византией 945 года.
  7. Договор с Византией 971 года.
  8. Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 943-944 годах.
  9. Прокопий Кесарийский «Войны»: «Война с Персами», «Война с Вандалами» и «Война с Готами»
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru