Афиша

«« Декабрь 2018 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
1011
12
13141516
17181920212223
24252627282930
31      

Что наша жизнь? Игра… в шахматы

РССА (2009-2011), Пятница, 28 мая 2010 года

«Играя в шахматы - ты учишься жить, живя - ты играешь», – сказал как-то раз Неизвестный. Действительно, что учит нас мыслить логически, находить выход из безвыходных ситуаций и никогда не сдаваться? Шахматы. В эту игру люди играют уже на протяжении 15 веков, и с каждым годом она становится всё популярнее. Однако одно дело – играть самому, и совсем другое – учить этому детей.

Константин Бронников – тренер по шахматам в детской и юношеской спортивной школе № 6 г. Ижевска, кандидат в мастера спорта, организатор многих республиканских соревнований по шахматам. Учит детей верить в себя и идти к поставленным целям несмотря ни на что.

- Константин, с чего началось ваше увлечение шахматами?

- Сначала, лет в шесть, я просто наблюдал за игрой своего двоюродного брата с отцом, запоминал взаимосвязь, правила игры. А потом получилось так, что года четыре я шахмат вообще не видел. Но однажды, это было уже в седьмом классе, к нам на урок пришел учитель технологии и сказал, что завтра состоятся соревнования по шахматам и все желающие могут принять в них участие. Конечно же, я решил испытать себя. Сыграл, получил пару детских матов, а потом немного обосновался и уже чуть позже попал в школьную команду, записался в шахматный клуб. Моими «одногруппниками» стали шести- семилетние ребята: 11 лет считается поздними возрастом для начинающих. Но время шло… И вот я выполнил четвёртый разряд, третий, а потом сразу первый. Участвовал в международных турнирах, был победителем чемпионата Удмуртской Республики до 20 лет.

- Как стали тренером?

- В семнадцать лет я окончил школу, а в 18 в Пскове, на международном турнире, выполнил кандидатский балл и устроился в школу работать тренером.

- Работа тренера. Какая она?

- На первый взгляд может показаться, что главная цель любого тренера – вырастить чемпиона. На самом же деле, задача нашей работы – научить ребят «думать», мыслить логически, причем не только за шахматной доской, но и за её пределами. А это не так-то просто, хотя и очень интересно!.. Зато потом, во «взрослой» жизни, эти навыки играют ребятам на руку.

- Для одних шахматы – это искусство, для других – игра, а для третьих спорт. Какой смысл вкладываете в это понятие Вы?

- Если в спорте главную роль играют качества физические, то в шахматах – только интеллектуальные. И именно поэтому шахматы для меня – это интеллектуальная борьба, борьба умов. Есть такое выражение: «В футболе разбираются все, а играют единицы. В шахматах же, наоборот, разбираются единицы, а играют все». Думаю, со временем шахматы станут ещё популярнее: чем развитее общество, тем больший интерес они вызывают у людей.

В Ижевске достаточно много детских и юношеских спортивных школ, и конкуренция между ними очень большая. Правда, если некоторые школы финансируются спонсорами, то мы делаем все исключительно собственными силами. Тем более, что сейчас всё сводится к тому, что дополнительное образование становится платным. А население в своём большинстве ещё не готово к этому.

- О тренерской работе лучше всего говорят успехи учеников…

- Результат тренерской работы показал Кирилл Козионов. Уже около трёх лет он занимается в школе, в 2008 году стал чемпионом Приволжского федерального округа до 10 лет. А в этом году на первенстве России в Сочи он занял второе место. Это первый случай в Удмуртии, когда мальчик занял призовое место по России, до этого значительные результаты показывали девочки. Сейчас Кирилл готовится к выступлению на первенстве Европы в Грузии в возрастной группе до 12 лет.

- Говорят, что проигрыш в интеллектуальном состязании намного обиднее проигрыша в спорте. Что Вы думаете по этому поводу?

- Шахматы – игра индивидуальная. А индивидуальные проигрыши всегда переносятся намного тяжелее: в своем поражении виноват только ты сам. Здесь нельзя, как например, в групповых видах спорта, свалить всю вину на команду и искать чужих ошибок, пряча свои собственные промахи в тень. К тому же, дети всё воспринимают очень близко к сердцу и сильно переживают по поводу собственных неудач. Интересное предложение, на мой взгляд, выдвигал Бронштейн, один из лучших шахматистов мира. Он предлагал ввести трёх балльную систему оценивания игры: при этом за победу в игре присуждалось бы максимальное количество баллов – три, а за поражение – не ноль, а один. Чтобы ребенок, проигравший в турнире, приходил домой не с поникшей головой, расстроенный собственным провалом, а с одним баллом в своей шахматной «копилке».

А вообще, я думаю, что к проигрышам нужно подходить самокритично и воспринимать их лишь как повод к самосовершенствованию.

- Константин, как Вы относитесь к «компьютерным» шахматам?

- Существует множество обучающих компьютерных программ. За счёт них процесс идёт гораздо продуктивнее: нажал на кнопку клавиатуры – шахматы уже расставлены, а при подготовке партий игрок может подготовиться к игре – время даром не теряется. Хотя при анализе компьютер может выдавать ошибки. Но всё-таки, компьютер «сильнее» человека – все последние матчи были проиграны: человек, в отличие от машины, может уставать. К сожалению, не все шахматисты оказываются порядочными людьми – так, на турнире в Москве некоторые игроки пользовались компьютерными подсказками. Я с компьютером играть не люблю, а в шахматы «on-line» не играю из принципа. Хотя начало модернизации компьютерных программ в Удмуртии было положено мной.

- Что Вы думаете о современной системе обучения игре в шахматы?

- Сейчас большинство шахматных клубов руководствуется принципом, в основе которого лежит утверждение, что ученик является «собственностью» тренера. На мой взгляд, это не совсем правильно. Система обучения должна быть построена по-другому, систематически – по принципу общеобразовательной школы. И, как каждый учитель преподает свою дисциплину – физику, математику, литературу, так и тренеры должны читать разные лекции: один должен рассказывать ребятам о дебютах, другой о миттельшпилях и так далее. Такой подход позволяет ребёнку намного лучше усвоить весь материал.

- Константин, сами успеваете в шахматы играть?

- На игры времени практически не остаётся, хотя играть я по-прежнему люблю. И иногда выделяю часок-другой на шахматы.

"Шахматы – говорил Остап Бендер, - Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику!"

Автор: Дарина Ельцова

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru