Афиша

«« Октябрь 2018 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15
161718192021
22232425262728
293031    

Экологические игры

Разговоры за жизнь -> Интересные факты, Понедельник, 20 января 2014 года

Как известно, в июле 2007 года город Сочи в процессе конкурсной борьбы завоевал право на проведение XXII зимних Олимпийских игр. Это событие является знаменательным для истории Российской Федерации и российского народа, так как ранее в Российской Федерации не проходили зимние спортивные мероприятия такого уровня. Но, как ни печально было бы говорить о этом, в cвязи с этим событием в Сочи появились и значительные проблемы в области экологии.

Статья 42 Конституции провозглашает: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Исходя из реально сложившейся ситуации со строительством Олимпийских объектов в городе Сочи, можно сделать вывод, что имеют место нарушения данного права, поэтому в своем докладе мы бы хотели осветить наиболее важные социально-экономические и экологические аспекты данных правоотношений.

Каковы же неблагоприятные правовые последствия провозглашения Сочи «олимпийским городом»?

Во-первых, это изъятие земель у населения под строительство олимпийских объектов. Так, жители Имеретинской низменности, участки и дома которых были изъяты под строительство олимпийских объектов, еще в 2009 года обращались к бывшему президенту России Дмитрию Медведеву, где выражали недовольство условиями переселения, но правительство никаких мер по этому поводу не предприняло. По нашему мнению, налицо грубое нарушение положений ст. 40 Конституции РФ, закрепляющей, что каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен данного права.

Во-вторых, сама по себе Имеретинская низменность – это не имеющая аналогов в России водно-болотная приморская территория. В результате интенсивного сельскохозяйственного освоения в прошлом природному ландшафту был нанесен значительный ущерб и несколько краснокнижных видов растений уже исчезли. Кроме того, через Имеретинку проходят пути миграции птиц. Взяв на вооружение провозглашенный властями тезис о том, что Олимпиада должна не ухудшить, а улучшить состояние окружающей среды, «зеленые» предлагали создать орнитопарк с особым статусом, где можно было бы попытаться сохранить уникальную экосистему. Предложение нашло отражение в программе олимпийского строительства, но сейчас эта идея терпит фиаско. В частности, выяснился парадоксальный факт - базовая территория, на которой планировалось создать парк, еще в 2002 была отдана ФСБ России. На данной территории ФСБ РФ собираются строить некий секретный объект. Считаем, это совершенно не совместимо с идеей создания на этой территории парка! Значит, проект создания орнитопарка с особым статусом, где можно было бы попытаться сохранить уникальную экосистему, просто был обманом со стороны государственных властей.

В-третьих, важной проблемой является проблема вырубки редких деревьев, произрастающих в Краснодарском крае. В частности, общественной организацией "Экологическая вахта по Северному Кавказу" было заявлено, что при строительстве совмещенной автомагистрали и железной дороги Адлер - Красная Поляна, предназначенной для перевозки спортсменов и болельщиков к спортивным состязаниям Олимпиады 2014 года в Сочи, был вырублен уникальный массив занесенного в Красную книгу России деревьев лапины крылоплодной1, редкого реликтового вида семейства ореховых, которая представляет собой дерево с мощной густой кроной, красивыми листьями и плодами. Растение подлежит государственной охране. В Краснодарском крае лапина распространена в Сочи.

Государственные власти утверждают, что "Все разрешения на вырубку при строительстве олимпийских объектов есть". Но даже если разрешения имеются, этим самым не вернешь к жизни все вырубленные деревья лапины крылоплодной.

В-четвёртых, очень серьезная проблема Имеретинки связана со вторым грузовым портом, через который собираются завозить грузы для строительства Олимпиады. Готовясь к визиту первых лиц страны, администрацией в 2009 году были проведены работы по расчистке площадки от теплиц разорившегося совхоза. Председатель общественного экологического совета Сочи Владимир Остапук отметил, что вместе с ними под экскаваторы и бульдозеры попало множество деревьев. При этом общественникам и экологам нигде не удалось обнаружить разрешения на снос зеленых насаждений и определить, кто же является заказчиком этих работ. Кроме того, при строительстве второго порта северные реки были повернуты на юг. Неужели необходимы были такие жертвы, если Первый порт вместе с железной дорогой вполне способны принять все олимпийские грузы?! И все же 2 июля 2012 г. было проведено торжественное открытие второй очереди строительства грузового района морского порта Сочи в устье р. Мзымта.

Кроме того, в Краснодарском крае находится большое число памятников природы. После победы Сочи в конкурсе на проведение Олимпиады-2014 ни один памятник перерегистрирован не был, а это значит, что любой из них сейчас лишен государственной защиты. Опасность представляет и осушение влажной почвы края.

«В Имеретинской низменности еще в советские времена было законсервировано 22 гектара питьевой воды. Когда будут проводиться осушающие работы, эту воду тоже выкачают, экология нарушится. Как город-курорт, Сочи погибает»1 - говорит Алла Юсупова, представителя Русского Географического Общества.

Не менее печальные результаты видит и Дмитрий Капцов. По его мнению, строительство олимпийских объектов на территории национального парка грозит локальной экологической катастрофой:

«Это можно ожидать уже потому, что 8 из них строятся в верховье самой большой сочинской реки Мзымты, водой которой питается более половины населения города. И для этого идет вырубка около 20 тысяч гектаров леса, а, значит, нанесен серьезный ущерб гидросистеме реки».

Опасность существует даже для тех, кто приедет смотреть и участвовать в Играх – сейсмическая активность в крае, по словам Капцова, может достичь 9 баллов. Кроме того, есть возможность оползней и лавин».

Таким образом, налицо целый комплекс серьезных социально-экономических и экологических проблем как при строительстве олимпийских объектов, так и при проведении самой Олимпиады-2014 в городе Сочи.

В целях более эффективного отражения существующей неоднозначной правовой ситуации с объектом Сочи-2014 приведем некоторые материалы имеющейся судебной практики. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".

Гражданин К. и Отделение "Гринпис" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)".

Как указывают заявители, оспариваемый правовой акт является незаконным, поскольку Программа утверждена в нарушение Федерального закона "Об экологической экспертизе", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации. Оспариваемым актом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на участие в принятии экологически значимых решений.

В судебном заседании было установлено, что проект оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждена федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" на момент принятия не проходил государственную экологическую экспертизу.

Такая экспертиза проведена после издания Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357, что подтверждается заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2002 - 2014 годы)".

Поэтому Верховный Суд решил: «Заявление К., Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2006 г. N 357 "О федеральной целевой программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" - оставить без удовлетворения».

Таким образом, регламентированное Основным законом нашего государства конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду нарушается при строительстве олимпийских объектов в Сочи повсеместно! Но и исполнительные органы государственной власти, и судебные, и законодательные утверждают и пытаются всячески доказать, что никаких экологических проблем при строительстве олимпийских объектов в Сочи нет, что конституционные права граждан и иных лиц не нарушаются и что все федеральные целевые программы и действия государственной власти в Сочи только развивают Сочи как горноклиматический город-курорт. То есть ярко прослеживается ориентир властей при строительстве олимпийских объектов в Сочи не на экологическую безопасность граждан, а на развитие экономики в Краснодарском крае.

Исходя из вышеизложенного, складывается вопрос: стоит ли таких экологических жертв проведение XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи?

Дарья Ворончихина

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru