Афиша

«« Декабрь 2018 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
1718
19
20212223
24252627282930
31      

Куда движется интернет?

Публикации -> Культура -> Россия, Вторник, 23 ноября 2010 года

Недавно побывал на конференции на тему развития интернета, способах создания и продвижения сайтов в сети. Надо сказать, присутствовали и делали доклады представители компаний Mail.ru, Битрикс и Яндекс, также участвовали представители местных контор по разработке и продвижению интернет-проектов. Люди давно работают в сети, многие из них профессиональные маркетологи и руководители, и хотя всех секретов никто не рассказывал, было понятно и их мнение о развитии сети и общее направление движения интернета.

Вкратце хочу обозначить суть некоторых выступлений и дать некоторый комментарий, где на мой взгляд прослеживаются определённые явления. И, надо сказать, не всегда положительные.

Началось всё со слов о молодом поколении. О том, что молодёжь сильно отличается от работающего ныне поколения. Новое поколение - это уже люди, не мыслящие себя без интернета. А многие из них и без социальных сетей (это сайты наподобие Контакта, Одноклассников). Это поколение неизбежно придёт на смену, а кое где и уже пришло. Сказано всё было с положительным настроем. Я же хочу предложить иную точку зрения. Недавно услышал термин - "пожиратели времени". Социальные сети как раз то, что обозначается им. Изначально задумываясь как лёгкий способ поиска старых знакомых, Одноклассники и Контакт быстро переросли в порталы, концепция которых теперь уже заставляет оставаться "всегда онлайн" и тратить человека драгоценное время. А ведь его уже не вернуть. Достигается эффект различными рюшечками вроде обсуждений фотографий, видео, музыки... С виду незначительные моменты, как ни странно, затягивают. Кроме того, социальная сеть это лёгкий способ воздействия на сознание людей, например организацией так называемых "флешмобов", а также рекламных кампаний. Технология называется "вирусный маркетинг".

Вообще, конференция скорее носила рекламно-обзорный характер. В частности рассказывалось много о базовых вещах. Например о том, что такое сайт и его видах. Сайт - информационная единица, современное средство передачи информации. Для полноты заметки стоит написать какие бывают сайты, в дальнейшем это поможет понять направление развития информационных ресурсов.

  • Визитка - появилась самой первой, хотя распространена повсеместно и сейчас - обычно содержит общую информацию о чём либо, контакты, презентацию.
  • Промо - обычно яркий и запоминающийся сайт, он непременно заставит остаться подольше на странице, заинтересует необычной навигацией, ярким дизайном. Предназначено сие для рекламы конкретного товара или услуги. Во многом не отличается от сайта-визитки.
  • Корпоративный - результат дальнейшего эволюционирования визитки, классика. На сайте данного типа уже видна определённая структура, представлено много информации о компании, подробное описание, предложение всего ассортимента услуг компании. Наиболее распространённый ныне вид.
  • Магазин - очевидно, для продажи товаров через интернет, важная особенность - необходимость поддержки вне интернета (обработка заказов и т.п.)
  • Портал - классический и широко распространённый сайт, параллель можно провести с энциклопедией, большим справочником. Огромное хранилище информации.
  • Блог - веяние новой эпохи, переходный сайт. В нём ещё нет многих атрибутов социальных сетей (к примеру массовости), но он уже утрачивает смысл серьёзного проекта, отныне каждый может писать на страницах интернета всякую гадость. С этим связано множество скандалов. Однако - свобода слова!
  • Социальная сеть - дальнейшее развитие блога, по сути попытка объединить блоги в одну сеть и владельцу сети грести в одиночку с неё бабки организовать общение без границ. И именно на этой стадии реализован принцип затягивания времени проведённого в сети. Описывать конкретно даже не буду, все знают Контакт и Одноклассников.

Рассматривая эволюцию в развитии, нельзя не заметить: все виды используются в интернете и по сей день. Но с блогом, наблюдается тенденция подсадить людей на написание бессмысленных вещей на собственных страницах. Ведь из миллионов блогов Рунета, полезные можно пересчитать по пальцам. Кому нужно затягивать людей в интернет? Всё же не всем дано писать и писать полезные вещи. Зачем нам такой коммунизм? Социальная сеть - дальнейшее развитие блога. Здесь интерес поддерживается оживлённым обсуждением сообщества. В общем моя мысль понятна: пусть каждому бизнесу нужен сайт, но вот каждому человеку он зачем?

Также мне довелось послушать представителей компаний Яндекс и Mail.ru. Что удивительно, не пригласили представителей от наиболее известных социальных сетей, это весьма странно, ведь сейчас развитие задают именно они. Я отнёс это на счёт молодости конференции. Вообще выступления представителей компаний больше напоминали презентацию рекламных возможностей их проектов, что в принципе неудивительно. Кроме того, на вопрос, собирают ли они данные о пользователях, представители ответили твёрдо нет, что думаю вызвало неоднозначную реакцию. Мейл заявлял, что не используют заголовки писем и их содержание для формирования показов нужной рекламы, Яндекс сообщал, что не ведёт статистику запросов по IP-адресу... Моменты весьма и весьма спорные. Жаль не было представителя Контакта. Он бы не отвертелся - рекламу контакта можно гибко настроить на целевую аудиторию. Да и достоверность данных там повыше. С другой стороны, анализ таких объёмов требует огромного количества ресурсов. Вот друзья, как говорится, делайте выводы.

Из темы слежки за пользователем логично вытекает и причина по которой это делается - реклама. Интернет, это как такой провинциальный рынок, где каждый обязательно попытаются вам что-то продать, развести, а то и легко и ненавязчиво прокатить по цепи сайтов сомнительного содержания. Короче реклама, продвижение, маркетинг бывают разными. Обычно на сайтах видны баннеры содержания "музыка фильмы программы бесплатно". Есть и более хитрые схемы. Основанные на игре на чувствах и слабостях людей. Это вышеупомянутый вирусный маркетинг - при его использовании человек сам становится распространителем и начинает показывать и рассылать друзьям интересную "находку". Не буду углубляться в технологию, кому надо найдут. Используется активно в социальных сетях, применяется в связке со спамом и созданием специальных групп пользователей в социальных сетях. Очень эффективная вещь. Пока мало кто умеет им пользоваться, метод сложен в использовании, но потуги уже есть, есть и действительный опыт. Здесь встаёт моральный аспект. Ведь по сути это манипуляция сознанием массы людей, пусть даже просиживающих годы за Контактом. Тесно примыкает и понятие флешмоб. Мне это слово само по себе не нравится, однако все сейчас знают значение: собираются незнакомые люди в незнакомом месте, ради цели, заданной в мероприятии. Для этого используются всё те же социальные сети. Опасное веяние. Вообще подобное мероприятие напоминает мне скорее компьютерную игрушку: вот лёгкая пехота / пушечное мясо, вот командиры-организаторы, вот цель - мы должны её достичь. Классика! В этом куске сквозит собственное моё мнение о социальных сетях. Ну и пусть.

В заключение добавлю интересное только для узкой прослойки читателей. Для программистов. Программированию всех нелюбимых интерфейсов пользовательских - быть! Для меня это горе, для кого-то может и радость. Вообще сайтостроение это уже давно не программистская забава, а скорее метод работы маркетологов. В связи с этим, стоит упомянуть систему управления контентом Битрикс. Система управления это основа на которой строится сайт. Программная оболочка для удобного создания и публикации сайта. Компания Битрикс предлагает на рынке систему, полностью соответствующую идеологии Windows. Кстати не они одни, просто только Битрикс был показан на конференции. Полностью графический интерфейс как в Windows, это удобно для пользователя, но часто мешает профессионалу веб-мастеру. Позиции сторон разработчиков и пользователей таковы.

Предложение обвесить систему управления громоздкими конструкциями, которые реально меняются в коде изменением одной строчки (позиция пользователя):

Типичная позиция разработчика, не желающего учитывать, что 90% пользователей хост-блогов, CMS, ... , самого Интернет, как раз и являются "...людьми не знающими хотя бы основ программирования...". Это им в принципе не надо. Так как и 80% людей за рулем, не имеют ни малейшего представления, что там у них под капотом вечно жужжит, нарушая комфортное времяпрепровождение. И это нормально.

Приведу позицию модератора

форума

MaxSite CMS (позиция разработчика):

Типичная позиция пользователя. Сделайте мне красиво и бесплатно. За всё в мире приходится платить. Не желаете тратить время на разбирательство с технологиями — нанимайте тех, кто это сделает за вас. Не хотите? Ставьте то, с чем можете управиться и без знаний. Только не удивляйтесь, если придётся потратить на сервис. В аналогии с автомобилями — на ремонт угробленного неправильной эксплуатацией. В сети — на более дорогой и мощный сервер, потому что старый не тянет джумлу или вордпресс. А в случае с макссайтом смиритесь с тем, что у него нет тонн и тысяч красивостей, плагинов, шаблонов, которые есть у джумлы и вордпресса.

К несчастью, сейчас каждый

первый

не желая разбираться в сути работы систем управления, думает, что может сделать всё и сам. Как и в любой другой сфере жизни человека, это невозможно. А огромное нагромождение опций в графической панели администратора, создаёт лишнюю путаницу. Всё же всегда должен быть специалист и профессионал. Можно что-то делать самостоятельно, но важно соблюсти баланс. К несчастью мы идём по пути удовлетворения пользователей. Продолжая аналогию из цитаты: автомобили старого Советского и Российского образца можно отремонтировать в поле. Думаю каждый видел. Если же на иномарке встал посреди поля, то электроника машины свяжет по рукам и ногам. В наших машинах был соблюдена необходимая мера вещей, их могли ремонтировать в меру возможностей все. Иномарки изначально предполагалось ремонтировать только у специалиста. Так вот, лёгкую систему управления куда проще подогнать под требования сайта, Тяжёлые системы "из коробки" требуют мучительной доработки при чуть нестандартном задании.

Системы управления - основа сайтов всего интернета, тенденции, перспективы развития особенно хорошо видны на них. Сделаю небольшой, но оптимистичный вывод...

Сам же по себе интернет всё больше превращается в рекламную свалку. В один большой баннер, где люди лишь винтики в системе, чьё призвание нажимать на баннеры, контекстную рекламу, бродить по сайтам, бессмысленно обновлять страницу новостей в Контакте. Тем кто прочитал, предлагаю вполне логичный подход к вопросу: подумать и решить. Может быть в жизни стоит что-то изменить?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru