Афиша

«« Июнь 2019 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131415
16
17181920212223
24252627282930

Эволюция ПДД

Публикации -> Политика -> Германия -> Евросоюз -> Россия, Воскресенье, 4 марта 2012 года

Эволюция права в сфере обеспечения безопасности дорожного движения России в контексте западноевропейского опыта.

Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью.

С каждым годом в России и в странах Западной Европы растёт количество автомобилей, вводятся в эксплуатацию новые дороги, меняется законодательство в сфере дорожного движения; снижается количество смертей на дороге . Россия идёт по пути ужесточения законодательства, но нельзя забывать, что европейцам удалось минимизировать смертность на дороге не столько ужесточением наказаний, сколько унификацией законодательства, введением в действие международных договоров, созданием информационных систем по учёту автотранспорта и нарушителей.

Россией подписано и ратифицировано более двадцати международных соглашений. Общеевропейские конвенции и соглашения в сфере автомобильного движения носят рамочный характер. В Европе за образец берутся законы и практика наиболее развитой в данной сфере правовой системы – германской. Для понимания тенденций развития дорожного законодательства следует сравнить законодательство Германии и России. Если Германия незначительно корректирует нормы , то в России в 2010 году была проведена масштабная работа по совершенствованию законодательства. Несколько примеров:

Обгон – важная составляющая движения на дороге. В России в этот институт с 20 ноября 2010 года, вводится дополнительно понятие опережения: движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Обгоном отныне называется манёвр опережения с выездом на встречную полосу .

В немецких правилах дорожного движения есть оговорка, что обгон может совершать только ведущий со значительно большей скоростью, чем догоняемый . В России похожим образом введено понятие тихоходного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч. Добавлен запрет обгоняемому препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.

Обгон часто совершается с превышением скорости – наиболее распространённым, а также наиболее опасным нарушением. Несоблюдение скоростного режима поощряют мягкие санкции. Лишь за превышение скорости более чем на 60 км/ч следует лишение права управления транспортным средством, иначе нарушитель отделается штрафом . Однако, ожидаемого ужесточения наказания за данный вид правонарушения не произошло, законодатель посчитал санкции достаточными.

Проблема алкоголизации населения в России и Западной Европе стоит остро, в том числе в сфере дорожного движения. В России содержание алкоголя в крови водителя должно быть равно нулю . Это новшество вызвало множество споров: некоторые пищевые продукты увеличивают количество алкоголя в крови. Кроме того, по данным медицинских исследований, организм человека сам выделяет некоторое количество алкоголя. Здесь присутствует коллизия: возможно привлечение к ответственности невиновного человека. Аргумент законодателя в том, что человек не может выпить достаточное количество «кефира или кумыса» для срабатывания алкотестера. Таким образом, законодатель сводит проблему к чувствительности прибора, что недопустимо с точки зрения права.

Из новшеств в 2010 году также можно отметить законодательное закрепление использования новых методов в фиксации правонарушений, в частности, фиксацию административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Такое новшество необходимо, но недостаточно для обеспечения безопасности дорожного движения.

Водители Германии, Франции, Италии, Испании, Турции за нарушения кроме штрафа получают штрафные баллы . В России аналог такой системы существовал, однако был упразднён. Сегодня вновь ведётся разговор о его введении, что представляется весьма эффективным.

Наиболее важны для соблюдения порядка на дороге международные соглашения об ответственности за нарушения. Суть в том, чтобы не дать нарушителю возможностей уйти от ответственности перейдя границу. На пространстве СНГ действует Московская конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. Также Советом Европы принята, но не ратифицирована Россией, конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.). С октября 2010 года Германия вводит в действие нормы, обязывающие граждан оплачивать штрафы, полученные за нарушения в пределах Европы исключительно в Германии.

В заключение следует отметить, что европейское законодательство более совершенно, но и более жёстко. Причин здесь несколько – долгие годы работы над законодательством, интенсивное развитие потребительского рынка автомобилей в Европе, как следствие больше практики и опыта, накопленного законодателями Западной Европы. Автомобильный бум в России начался в середине девяностых, до этого пропускная способность дорог соответствовала количеству автомобилей. В данный момент законодательство России развивается, но, в основном, в сторону ужесточения, что является недостаточно эффективным.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru