Афиша

«« Декабрь 2018 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
1718
19
20212223
24252627282930
31      

Проблема защиты прав коренных народов

Разговоры за жизнь -> Культура и история, Понедельник, 20 января 2014 года

Согласно данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается около 350 млн. представителей коренных народов, проживающих в 72 странах и представляющих более 5 тысяч различных этнических групп. Примерно 70% из них приходится на государства Азии, в частности Индия, Иран, Ирак. Культуры коренных народов отличаются непреходящей силой взаимосвязи между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни.

Кто же такие «Коренные народы»?

На сегодняшний день не существует универсального юридического определения термина «коренные народы».

Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 года в статье 1 говорит:

«Настоящая Конвенция распространяется:

a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

2. Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции».

Значит, данных лиц и можно называть «коренными народами».

Таким образом, можно выделить следующие признаки «коренного народа»:

1. Существует другая группа, отличающаяся от соответствующего коренного народа, и которая в настоящее время является доминирующей на исконных территориях коренных народов - в пределах отдельной страны или географическом регионе / области;

2. Соответствующие коренные народы идентифицирует себя как «коренные».

Как известно, одним из основных принципов международного права является принцип самоопределения народов. В данный принцип, в том числе, входят такие элементы, как право коренных народов на землю и природные ресурсы, а также право на самоуправление с учетом исторических, национальных и культурных особенностей. Защите данных прав посвящена данная работа.

Главным условием для выживания коренных народов как самостоятельных этносов, является устойчивое использование их исконных земель и природных ресурсов, а также сохранение систем традиционного жизнеобеспечения.

Коренные народы имеют особую духовную и материальную связь со своими землями, а также воздушной, водной, морской и ледовой средой, флорой, фауной и другими ресурсами. Эта связь имеет самые разнообразные правовые, социальные, духовные, культурные, экономические и политические аспекты и обязательства. При этом огромное значение для самобытности коренных народов, их выживания и сохранения культуры имеет коллективный аспект, а также аспект преемственности поколений.

Статья 14 Конвенции МОТ № 169 1989 года говорит: «За соответствующими народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают. Кроме того, в случае необходимости, применяются меры для гарантирования этим народам прав пользования землями, которые заняты не только ими, но к которым у них есть традиционный доступ для осуществления их жизненно

необходимой и традиционной деятельности. Особое внимание обращается на положение кочевых народов и народов, практикующих переложное земледелие».

Несмотря на данное положение, как и в прошлом, сегодня повсеместно нарушаются основные свободы и права человека коренных народов. Подобное нарушение прав привело коренные народы к потере и истощению традиционных земельных угодий и природных ресурсов; до сих пор их общины лишены возможности влиять на развитие в соответствии с собственными интересами и потребностями. Коммерческая выгода, как правило, доминирует над интересами и правами коренных народов, несмотря на тот факт, что выживание последних - в качестве отдельных этносов, - зависит от их возможности управлять своими исконными землями (1).

Во всем мире идет борьба за право собственности, использования, управления и сохранения исконных территорий и ресурсов. Такие споры зачастую являются следствием решений об отводе земель традиционного природопользования и расположенных на них ресурсов в промышленных целях. Такая ситуация представляет огромную проблему, а в некоторых случаях ставит под угрозу само существование коренных народов и их экономики, культуры и образа жизни.

Крайне редко признается право на полное и безоговорочное владение землями и природными ресурсами коренными народами, что способствует росту напряженности в этом вопросе(2).

Что касается, права на самоуправление, то можно сказать, что учет национальных обычаев, традиций, культуры при организации местного самоуправления имеет большое значение для коренных народов.

Согласно статье 8 Конвенции МОТ № 169 1989 года: «При применении к соответствующим народам национальных законов должным образом учитываются их обычаи или обычное право.

Указанные народы имеют право сохранять собственные обычаи и институты, если они не противоречат основным правам, определенным национальной правовой системой, и международно признанным правам человека. При необходимости устанавливаются процедуры для разрешения конфликтов, могущих возникнуть при осуществлении данного принципа».

Многие коренные народы ведут обособленный образ жизни в отдаленных и труднодоступных районах, поэтому исторические и местные традиции должны учитываться при организации местного самоуправления у коренных народов. Учет исторических традиций и национальных обычаев коренных народов при организации местного самоуправления в первую очередь необходим для защиты их исконной среды обитания: поддержки их традиционного хозяйствования - оленеводства, сохранения за ними личных охотничьих угодий, обеспечения возможности традиционных промыслов и т.д. К сожалению, данное право в большинстве случаев остается не реализованным.

Таким образом, данные права остаются в действительности не разработанными, не реализованными до конца. Поэтому довольно часто мы видим их нарушение, как со стороны государств, так и со стороны частных лиц, несмотря на то, что существует достаточно много международных, региональных, внутригосударственных документов, направленных на защиту прав коренных народов. К таким документам можно отнести: Устав ООН 1945 года, вышеупомянутую Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 года, Декларацию Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов» 2007 года, Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международную Конвенцию «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1965 года, Конвенцию N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 года, Конвенцию «О борьбе с дискриминацией в области образования» 1960 года, Декларацию «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» 1992 года и другие документы. В Конституциях многих государств, в том числе и в Конституции РФ (ст. 69), закреплена гарантия прав коренных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Несмотря на такой массив документов, необходимо, на наш взгляд, создать дополнительные механизмы защиты как права на землю и природные ресурсы и права на самоуправление с учетом исторических, национальных и культурных особенностей, так и других прав коренных народов, как на международном, региональном уровнях, так и на национальном, внутригосударственном уровне. Для этого нужно:

1. На внутригосударственном уровне проводить экспертизу законопроектов по оценке их влияния на положение коренных народов;

2. Правительствам государств добросовестно консультироваться с коренными народами и получать от них свободное, предварительное и осознанное согласие на осуществление затрагивающих их интересы законодательных или административных мер;

3. На национальном уровне осуществлять государственную поддержку культурных, национальных, молодежных объединений, детских организаций, содействие их созданию и развитию;

4. Как на международном, региональном, так и на внутригосударственном уровнях осуществлять мониторинг и научные исследования социально-экономического развития коренных народов;

5. На всех уровнях изучать экономические, демографические, правовые, социальные и психологические проблемы коренных народов;

6. На международном уровне финансировать различные программы по сохранению самобытности, культуры коренных народов;

7. Государствам оказывать финансовую и иную поддержку международным правительственным и неправительственным организациям;

8. Компетентным органам и организациям ежегодно предоставлять Генеральной Ассамблеи ООН отчеты и доклады по вопросам сохранения и развития культуры коренных народов.

Дарья Ворончихина

Ссылки.

1 - Рюне С. Фьелльхейм, Юн Б. Хенриксен Освоение ресурсов нефти и газа на землях коренных народов Арктики. Права человека, международное право и корпоративная социальная ответственность / Рюне С. Фьелльхейм, Юн Б. Хенриксен// «Галду Чала». журнал о правах коренных народов № 4 под ред. Магне Уве Варси. – 2006. – С. 5.

2 - Юн Б. Хенриксен Нефте- и газодобыча на территориях проживания коренных народов Арктики: Обзор прав человека / Юн Б. Хенриксен // «Галду Чала». журнал о правах коренных народов № 4 под ред. Магне Уве Варси. – 2006. – С. 27-28.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru