Афиша

«« Сентябрь 2019 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
161718192021
22
23242526272829
30      

Дороги России и Европы

Публикации -> Политика -> Германия -> Евросоюз -> Россия, Воскресенье, 29 января 2012 года

Сравнительный анализ законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения России и Европы.

Во всех странах пристёгиваются для безопасности

и только в России для работников ГАИ.

Актуальность

С каждым годом в странах Европы, в том числе и в России, растёт количество автомобилей, вводятся в эксплуатацию новые дороги, меняется законодательство в сфере дорожного движения. Но если в таких государствах как Франция и Германия уровень смертности на дорогах постоянно снижается, то в странах восточной Европы: Венгрии, Чехии, Польше и России, безопасность на дорогах оставляет желать лучшего. Проблема имеет комплекс причин: низкая культура водителей, плохое качество дорог и автомобилей и, конечно, недостаточная проработка нормативных актов, регулирующих дорожное движение.

Недаром президент Дмитрий Медведев неоднократно обращал на это внимание, результатом чего стало очередное изменение правил дорожного движения. Нужно сказать, что здесь Россия идёт по пути западноевропейских государств – увеличивает ответственность за дорожные правонарушения, в следствие чего, смертность на дороге падает, хотя в абсолютном выражении цифры получаются не маленькие – только за 2009 год было зарегистрировано 203603 ДТП, в которых погибло 26084 человек и было ранено 257034. В Европе также постоянно снижается количество смертей на дороге, в период с 2001 по 2004 годы она упала на 13%. Однако такие результаты удалось достичь не столько ужесточением наказаний, сколько созданием информационных систем по учёту автотранспорта и нарушителей.

На сегодня, дорожное движение в государствах регулируется национальным законодательством. Значимым источником являются подписанные и ратифицированные международные конвенции и соглашения. Россией подписано и ратифицировано более двадцати международных соглашений. Из наиболее важных следует отметить венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года с поправками, изменениями и дополнениями. По сути, конвенция является модельным законом, в котором введены все основные положения, конкретизирующиеся в национальных законодательствах. Большая часть понятий, таких как дорога, переезд, водитель и иные в национальных законах базируются или прямо заимствованы из венской и иных конвенций.

Однако страны в праве самостоятельно устанавливать внутренние правила дорожного движения. Соответственно отличается отношение к правовому закреплению правил дорожного движения в различных государствах. Например, во Франции это пять томов правил дорожного движения, ведомственные инструкции и уголовный кодекс. А в Испании, Финляндии и Дании существует единый документ, регулирующий правоотношения в этой сфере.

В Германии кроме «закона о безопасности дорожного движения» действует «закон о нарушениях правил дорожного движения», кодекс положений о допуске к дорожному движению, а также обширный каталог штрафов.

При этом в западной Европе наблюдается процесс сближения законодательства. Благодаря хорошей проработке норм и зрелости Германской правовой системы, заложенной ещё в 19 веке, законодательство западной Европы практически строится на основе Германского. В частности, вторая глава правил дорожного движения Германии находит отражение в конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Как и в России, в Европе и, в частности, в Германии общественные отношения, связанные с автотранспортом, регулируются административным и уголовным законодательством. По общему правилу, если деяния или его последствия содержат большую угрозу общественным отношениям, они попадают под действие уголовного законодательства. В России это глава 27. В Германии глава 3 закона о дорожном движении.

Таким образом, общеевропейские конвенции и соглашения в сфере автомобильного движения носят рамочный характер. Каждое государство по своему усмотрению развивает эти положения, стараясь им не противоречить. В Европе за образец берутся законы и практика наиболее развитой правовой системы – Германской. Для понимания тенденций развития международного дорожного законодательства следует обратить внимание на законодательство Германии.

Институты

1. Превышение скорости на дороге возможно наиболее распространённое, а также наиболее опасное нарушение. Неисправный автомобиль в сочетании с не всегда хорошей дорогой при скоростной езде создают большую опасность для жизни водителя и пассажиров.

На сегодня статистика в России неутешительна. И хотя точных данных о превышениях скорости официальные ресурсы не предоставляют, косвенно о ситуации свидетельствует статистика (за 2009 год) ДТП на некачественной дороге (38105 случаев, в которых было ранено 48354 и 5098 погибло) и с участием неисправных транспортных средств (1389 случаев, в которых было ранено 1972 человека и 252 погибло). Получается приблизительно шестая часть всех происшествий на дороге. Несоблюдение скоростного режима поощряют и небольшие штрафы – по статье 12.9 только за превышение более чем на 60 км/ч следует лишение права управления транспортным средством, если меньше чем на 60, только штраф. Однако присутствует тенденция к ужесточению законодательства по западноевропейскому образцу.

И в России, и в Германии существуют нормы, устанавливающие скоростной режим на дорогах. Делается это чаще всего с помощью знаков. В разных вариациях все государства используют этот метод регулирования скорости движения. Однако, в законодательствах государств обычно встречается и ограничение скорости по умолчанию в зависимости от типа дороги. Так в России на легковой машине без прицепа по нормам главы 10 правил не следует ездить быстрее 60 километров в час в населённых пунктах, вне их не более 90 и по магистралям не более 110 километров в час. Германия же напрямую не ограничивает скорость на магистралях. Рекомендуется лишь не превышать 130 км/ч. В городах параграфом 3 правил дорожного движения скорость ограничена 50 км/ч.

Самое неприятное для водителя – это превысить скоростные ограничения больше, чем на 60 км/ч. За это ГИБДД вправе передать дело в суд, который может лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев. В Европе не применяют практику лишения прав за превышение скорости, но штрафы там серьезнее российских. Например, за превышение скорости на автобане более чем на 30 км/ч, грозит штраф около 500 евро.

2. Проблема алкоголизации населения в России и Западной Европе стоит остро. Настолько остро, что даже удостоилась внимания лидеров нашего государства. Цифры по потреблению алкоголя в России на человека оцениваются разными экспертами в промежутке от 9 до 18 литров на человека в год. Разумеется не учтён рынок нелегального алкоголя. В таком контексте ясно, что возникает и проблема пьянства за рулём. Отравлять себя или нет, конечно, личное дело каждого, но недопустима ситуация, когда человек в состоянии опьянения начинает управлять источником повышенной опасности, таким как автомобиль. По статистике за 2009 год в 12326 ДТП 18206 человек пострадало по вине пьяных водителей, 2217 погибло. Можно сказать, что это прямой ущерб принесённый алкоголем, это достаточно тяжкое правонарушение, поэтому законодатель за его совершение определил крупный денежный штраф, а также лишение водительского удостоверения. Кроме того по общему правилу, в случае причинения вреда, нарушитель будет дополнительно привлечён к ответственности. Эти положения в России закреплены статьёй 12.8 КОАП. В Германии преступление наказывается до трех тысяч евро штрафа параграфом 24 закона о дорожном движении. Параграфом 25 также предусмотрено лишение прав.

3. Обгон – важная составляющая движения на дороге. В частности в России в этот институт вносятся изменения 20 ноября 2010, вводится дополнительно понятие опережения, практически 11 глава правил переписана полностью. Внесены новшества, которых нет в параграфе 5 правил дорожного движения ФРГ. Например статья 11.3 – запрет обгоняемому препятствовать обгону. В немецких правилах, 5 параграфе , однако есть оговорка, что обгон может совершать только ведущий со значительно большей скоростью, чем догоняемый.

4. Вождение без прав является законченным составом правонарушения и в Германии и в России. Кодекс об административных правонарушениях по-разному оценивает деяние в случае, когда водитель не имеет права управления и лишён права управления. Во втором случае статья 12.7 определяет возможность наложения административного ареста или штраф в 5000 рублей. Немецкое законодательство гораздо жёстче – параграф 21 определяет возможность наложения штрафа или арест до года.

Вывод

В западной Европе гораздо раньше возникла проблема большого количества автомобилей, особенно в городах. Западные страны раньше перешли и к решению этих проблем. И действительно, в наши дни наметилась тенденция к снижению происшествий на дорогах Европы. Немалую роль сыграло действие международных организаций вроде ООН и Совета Европы.

Изначально Европа пошла по пути назначения очень суровых наказаний за особо опасные нарушения на дорогах. Однако было выяснено, что не каждый владелец автомобиля может их оплачивать, и было введено исчисление штрафов в зависимости от дневной ставки нарушителя.

Для России будет также необычен порядок предоставления преимущества специальным машинам в западной Европе. Как и в России для скорой помощи или пожарных предусмотрен особый порядок движения. Однако в Европе очень сильно ограниченно количество машин с разрешением спецсигнала. Чиновники, даже президенты, главы правительств и министры не обладают этим правом. Так положение общественных служб определено параграфом 35 немецких правил дорожного движения. Также ограничено количество служб и список обстоятельств, когда возможно использование преимуществ спецсигналов. Россия постепенно идёт по тому же пути.

Кроме того за нарушения водители Германии, Франции, Италии, Испании, Турции кроме штрафа получают штрафные баллы в водительские права. В Германии эта система регулируется параграфом 4 закона о дорожном движении. В России аналог существовал, однако был упразднён. Сегодня вновь ведётся разговор о введении такого института. Также одним из новшеств немецкого права можно считать возможность за нарушения назначить участие в особом семинаре (параграф 2b) как воспитательном мероприятии для водителей. Эти институты взаимно дополняют друг друга. При наборе восьми баллов желательно, а более четырнадцати обязательно участие в таком семинаре. В случае набора восемнадцати баллов у лица изымается лицензия на управление транспортным средством.

Кроме того штраф существуют международные соглашения об ответственности за нарушения. На пространстве СНГ действует Московская конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. Также Советом Европы принята, но не ратифицирована Россией конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.). Суть в том, чтобы не дать нарушителю возможностей уйти от ответственности перейдя границу.

В заключение следует сказать, что европейское законодательство более совершенно, но и более жёстко. Причин здесь несколько – долгие годы работы над законодательством, интенсивное развитие потребительского рынка автомобилей в Европе, как следствие больше практики и опыта, накопленного юристами Западной Европы. Автомобильный бум в России начался в середине девяностых, до этого пропускная способность дорог приблизительно соответствовала количеству автомобилей. В данный момент законодательство России развивается и ужесточается.

Литература

  • Кодекс об Административных Правонарушениях России.
  • Правила дорожного движения России.
  • Правила дорожного движения Германии.
  • Закон о дорожном движении Германии
  • И.Г.Мачульская: "Правовое регулирование и организация дорожного движения: зарубежный опыт." Аналитический вестник за октябрь 2007 года.
  • Статистика по данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения при МВД России – gibdd.ru.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru